Камерный оркестр Эстонии

Журнал "Музыкальная жизнь" 1966 № 1

25 октября москвичи впервые услышали Эстонский камерный оркестр под художественным руководством дирижера Неэме Ярви. Знакомство это оказалось интересным и приятным.

Гости исполнили Оркестровый фрагмент Стамица (соч. 4), Концерт для флейты с оркестром Телемана (солист – лауреат Всесоюзного конкурса Самуэль Саулус), «Рождественский» Кончерто гроссо (соч. 6, № 8, соль минор) Корелли и Концерт для струнных молодого эстонского композитора Я. Ряятса.

С огромным успехом выступил в концерте Георг Отс, исполнивший произведения Генделя – две арии Бертариха из оперы «Роделинда» и арию Юлия Цезаря из оперы «Юлий Цезарь». Московские слушатели тепло принимали замечательного эстонского певца: арию Юлия Цезаря ему пришлось бисировать.

В программе, охватывающей произведения столь различных эпох, оркестр показал хорошее чувство стиля. Неэме Ярви, одаренный молодой музыкант, уже получивший известность как отличный симфонический и оперный дирижер, и здесь, в камерном репертуаре, проявил вкус и тонкую музыкальность. Под его руководством оркестр играл с большой увлеченностью, и лишь иногда слишком активно. Вероятно, темпераментный дирижер не всегда учитывает реальные динамические возможности исполнителей, и это приводит, так сказать, к «оркестровому» звучанию не в самом лучшем смысле этого слова для камерного музицирования.

В Кончерто гроссо Коредди хорошо выступили солисты – И.Шагал (первая скрипка), М. Альпертен (вторая скрипка), Я. Рейнасте (виолончель). Уверенно играл концертмейстер альтов П. Пурга. Из групп наиболее удачно звучали виолончели и вторые скрипки. В первых скрипках были случаи неточного интонирования, их звучание показалось несколько пестроватым по тембру. Объяснялось это, по-видимому, тем, что скрипачи не всегда согласованно использовали различные части длины смычка.

Камерному оркестру Эстонии нужно добиваться тщательнейшей отточенности интонации, штрихов, приемов звукоизвлечения. Мы хорошо знаем коллектив, обладающий вышеперечисленными качествами в превосходной степени – это Московский камерный оркестр под руководством Р. Баршая. Но приблизиться к его исполнению можно лишь путем огромного каждодневного труда, посвятив себя работе в камерном оркестре целиком, а не время от времени. И здесь необходимо сказать о том, что Эстонский камерный оркестр такой возможности не имеет. Коллектив создан в 1960 году из энтузиастов камерной музыки – артистов симфонического оркестра филармонии и студентов консерватории – по инициативе флейтиста С. Саулуса и дирижера Н. Ярви. Из-за занятости артистов оркестра на основной работе репетиционные и концертные возможности коллектива крайне ограничены. Оркестр дает в год 18 концертов, обеспечивая абонементы в Таллине и Тарту, а также изредка осуществляет записи для грампластинок по радио.

С большим вниманием относятся к оркестру эстонские композиторы, создавшие специально для него много произведений: Я. Ряятс – Концерт для струнных, А. Пярт – «Силлабическую музыку» и «Collage» на тему B – A – C – H, К. Синк (исполняющий в оркестре партию чембало) – Концертино для флейты. Пишут для оркестра Э. Капп, Х. Юрисалу.

В обширном репертуаре оркестра – музыка XVI-XVIII веков и камерная музыка современных западных композиторов: «Думбартон-Окс», Концерт в «Ре», «Регтайм», «История солдата» Стравинского, «Серенада» и «Каприкорн» С. Барбера.

Камерная музыка № 1 П. Хиндемита, Камерная симфония финского композитора И. Кокконена и другие произведения.

Неисчерпаемые богатства старинной музыки и разнообразный современный репертуар все больше привлекают внимание широких масс слушателей и настойчиво требуют расширения камерного исполнительства, в том числе создания филармонических камерных оркестров. И Эстонский камерный оркестр, если создать ему соответствующие условия, может стать новым талантливым пропагандистом камерной музыки.

И. Вепринцев

 В начало текста
 
 

©Москва, 2010