Оркестр из Новосибирска

Журнал "Музыкальная жизнь" 1965 № 4

В октябре московские любители музыки познакомились с Новосибирским симфоническим оркестром. В четырех программах раскрылись обширные возможности этого интересного коллектива. Новосибирцы исполняли произведения Чайковского, Шопена, Брамса, Бартока, Кодаи, Равеля, Р. Щедрина, а также ряд сочинений новосибирских композиторов. Солистами выступили скрипачи С. Снитковский, А. Ямпольский, пианисты В. Слоним, А. Морейра-Лима (Бразилия). Р. Щедрин исполнил фортепианную партию в своем концерте.

Энтузиазм, юношеский пыл отличают игру коллектива новосибирцев. 9 лет тому назад оркестр этот был создан из выпускников консерваторий Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, позже влились в него и окончившая Новосибирскую консерваторию молодежь. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Арнольд Кац. Он и его коллеги, Владимир Горелик и Юлиан Факторович очень много трудятся над расширением репертуара. Достаточно назвать абонементы нынешнего сезона, посвященные 50-летию Октября, новинкам советской музыки, классике, произведения прогрессивных композиторов Запада, два абонемента для школьников, абонементы для учителей, интеллигенции, абонемент в Академгородке, выездные концерты для рабочих, для воинов Советской Армии. В планах – Тринадцатая симфония и «Казнь Степана Разина» Шостаковича, сюита из балета «Сказка про шута» и две симфонии Прокофьева, «Курские песни» Свиридова, Вторая симфония Щедрина, опера Пуленка «Человеческий голос» в концертном исполнении, Третья симфония Онеггера, Концерт для оркестра Хиндемита.

Композиторам Сибири и Дальнего Востока был посвящен вечер 16 октября в Концертном зале института имени Гнесиных.

В начале концерта исполнялась Увертюра Яниса Кайяка. Дирижировал автор – главный дирижер Барнаульского симфонического оркестра, приехавший недавно в Сибирь из Латвии. Увертюра носит ярко выраженный национальный характер, хотя в сочинении не использована ни одна подлинная латышская народная мелодия. В добротно сделанной оркестровке встречаются интересные инструментальные приемы.

Противоречивое впечатление произвел Концерт для фортепиано с оркестром Георгия Иванова. Его первая часть, на мой взгляд, слишком однообразна. Более содержательна напевная вторая часть (Анданте). А Финал – калейдоскоп остро гротесковых попевок, в основном частушечного характера, – эффектно инструментован и своим весельем, юмором располагает в пользу автора. Доцент Новосибирской консерватории Виссарион Слоним и оркестр под управлением В. Горелика сделали все, чтобы выявить лучшие стороны этого сочинения, донести до слушателей авторский замысел.

Интересный образец творчества самодеятельных композиторов-любителей, работающих при Сибирском отделении Союза композиторов РСФСР, – Адажио для скрипки с оркестром (вторая часть законченного недавно Концерта) Исаака Вайнштейна. Пьеса эта написана без особых претензий, но очень искренно. К сожалению, исполнение этого произведения было явно не на высоте (солист А. Ямпольский, дирижер В. Горелик).

В заключение концерта была сыграна Симфония Игоря Бродского (Владивосток), написанная автором еще в студенческие годы (он окончил Московскую консерваторию по классу профессора В.Г. Фере). В первой части симфонии, Аллегро, широко используется фольклорный материал. Идущие затем без перерыва Анданте и Престо (вторая часть и финал) захватывают широким дыханием, полнотой эмоций. Симфония не имеет программы, но в ней ясно ощущается мир мыслей и чувств молодого советского человека, вступающего в жизнь. Оркестр и дирижер исполнили эту симфонию с подлинным энтузиазмом.

Вторая симфония («Симфония-балет») Аскольда Мурова написана в 1964 году по заказу Новосибирского театра оперы и балета. Она программна и имеет либретто (его автор – О. Виноградов). Произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет подробную программу.

1. Прелюдия. «Пробуждение». На фоне природы – Птица-Мечта, зовущая Человека в Неизведанное. 2. Симфония. «Земное». Земля с ее радостями и борьбой. Человек благодаря Мечте побеждает Бурю, Мракобесие, Косность, Смерть и, окрыленный Мечтой, устремляется к звездам. 3. Постлюдия. «Фантастическое». Человек приносит дыхание жизни в царство звезд, и вновь Мечта зовет его в Неизведанное, Вечное…

Форма симфонии необычна; ее инструментовка подчинена задачам программы. В московских концертах симфония Мурова исполнялась с купюрами, очевидно это сочинение будет еще отшлифовываться автором для постановки в театре; но и сейчас можно сказать, что симфония – серьезная творческая заявка молодого композитора, инженера-строителя по образованию, решившего посвятить себя творчеству (А. Муров окончил Новосибирскую консерваторию в 1962 году).

В фортепианном концерте Р. Щедрина солистом выступил автор – отличный пианист. Наиболее удачно прозвучали Скерцо-токката (вторая часть) и Финал.

О высоком уровне художественной зрелости Новосибирского оркестра свидетельствовали и концертные программы, включавшие произведения композиторов-классиков.

«Франческа да Римини», заключавшая концерт 17 октября в зале института имени Гнесиных, и программа, исполненная 19 октября в Большом зале консерватории (в нее вошли Четвертая симфония Брамса, Второй фортепианный концерт Шопена – с солистом А. Морейра-Лима – и «Болеро» Равеля), позволили составить целостное впечатление о творческом облике коллектива и его руководителя. Повседневная тщательная работа над разнообразным современным и классическим репертуаром, хорошая профессиональная подготовка оркестрантов, целеустремленность и мастерство главного дирижера Арнольда Каца, постоянное общение со слушателями – вот комплекс условий, создавших отличный ансамбль Новосибирского симфонического оркестра.

И. Вепринцев

 В начало текста
 
 

©Москва, 2010